Характерные особенности блюза, вводный мастер-класс

Характерные особенности блюза, вводный мастер-класс

Этот мастер-класс — первое занятие из серии мастер-классов для начинающих исполнителей блюза на гитаре под общим названием «Характерные особенности блюза». Прошел 27 марта в магазине музыкальных инструментов «Music Hall», что в г. Хабаровске.

Готовясь к этому мастер-классу, я предполагал, что его участники уже кое-что попробовали в блюзе, и у них накопились вопросы практического и теоретического характера. Исходя из этого, я говорил, что-то показывал на практике и отвечал на вопросы.

Надеюсь, что после прослушивания всей серии мастер-классов на тему «Характерные особенности блюза» начинающие блюзмены станут лучше разбираться в блюзе – его ритме, форме, гармонии, мелодике и характере звучания. Что поможет им исполнять блюз стильно, подбирать его на слух, читать блюзовые ноты, сочинять что-то свое.

Блюз – это сосредоточие противоречий

Слова дискомфорт, диссонанс, дисгармония, конфликт – это все про блюз. Противоречия проявляется в его ритме, форме, гармонии, мелодике и характере звучания. В музыке все эти понятия – мелодика, ритм, форма, гармония – называют средствами музыкальной выразительности. Совместное, взаимосвязанное применение этих средств называют музыкальным стилем или музыкальным языком. В нашем случае — блюзом.

Чтобы овладеть музыкальным языком блюза, музыканту надо знать особенности, применяемых в нем средств выразительности. На следующих занятиях мы подробно остановимся на каждом из них. Сегодня мы познакомимся с ними фрагментарно, что поможет нам составить образ блюза как музыкального явления.

Поэзия блюза

Начиная разговор о музыкальной стороне блюза, нельзя умолчать о его поэзии. Ведь основополагающее противоречие блюза заложено именно в ней. Вернее сказать два противоречия – в его форме и содержании.

Пожалуй, самой распространенной формой блюзового текста стала форма AAB. Она трехстрочная, не симметричная, не уравновешенная. В первой части А описывается ситуация, в которой находится герой блюза, в ее повторении ситуация нагнетается. В части В подытоживается, объясняется сказанное, раскрывается внутреннее состояние героя. Вспомним текстовые фрагменты двух известных блюзов.

Когда поезд покинул станцию
C двумя включенными огнями сзади.
Когда поезд покинул станцию
C двумя включенными огнями сзади.
Cиний свет был моей тоской, а красный свет был мой ум.
Вся моя любовь напрасна.

Р. Джонсон, All my love’s in vain

 

Я не хочу видеть, это вечернее, уходящее солнце.
Я не хочу видеть, это вечернее, уходящее солнце.
Потому что мой любимый покинул этот город.

У. Хенди Saint Louis Blues

 

Поэтическая форма блюзовых куплетов нашла свое отражение в музыкальной форме блюза. О ней мы поговорим чуть позже, а сейчас — о ритме.

Блюзовая ритмика

Ритмика блюза, включают в себя два взаимодополняющих конфликтующих компонента: ровный пульс (граунд-бит) и, отклоняющийся от него микроритм на основе триольной пульсации, с тенденцией к опережению или запаздыванию.

В результате этого у слушателя создается противоречивое, психоэнергетическое, импульсивное состояние — устремления движения вперед. При этом движение вроде бы нарастает, но ускорения темпа не происходит.

Триольная пульсация возникает, когда на каждый удар пульса приходится не две, а три восьмых. Такой ритм в блюзе называется шаффлом. Английское слово shuffle означает смешивать, перемешивать в беспорядке, перетасовывать.

Характерные особенности блюза - ритмика - Шаффл
Пример 1. Нотная запись ритма шаффл.

Шаффл схож со свингом, но имеет более свободное, развязное исполнение. Свинг (англ. swing — качание, балансирование) — ритмическая манера исполнения в джазе родственная шаффлу.

Характерные особенности блюза - ритмика - Свинг
Пример 2. Нотная запись ритма свинг.

С целью упрощения нотной записи шаффла и свинга, произведения в этих ритмах записывают на бумаге обычными восьмыми, но в начале произведения слева ставится обозначение Swing или Shuffle.


Пример 3. Запись шаффла восьмыми в размере 4/4.

Гармония блюза

Блюзовый квадрат

Самой распространенной формой блюза, вытекающей из его поэтической формы (ААВ), является классический мажорный 12-ти тактовый блюз. Размер блюза может быть 12/8 или 4/4. 12-тактовый блюзовый квадрат имеет структуру из 3-х фраз по 4 такта в каждой. Ниже приведен вариант его гармонии в тональности Ля мажор. Где аккорд A7 – тоника (аккорд 1-ой ступени), D7 – субдоминанта (аккорд 4-ой ступени) и E7 – доминанта (аккорд 5-ой ступени).

Характерные особенности блюза - Гармония блюзового квадрата
Пример 4. Квадрат классического блюза в тональности Ля мажор.

Аккорды A7, D7, E7 — это доминантовые септаккорды, которые по правилам классической гармонии должны разрешаться в тонику. Но в блюзовом квадрате, в каждом такте которого могут использоваться доминантовые септаккорды, этого разрешения не происходит. От этого в блюзе постоянно ощущается гармоническое неразрешенное тяготение. Что наряду с ритмом усиливает эффект движения, неуравновешенности музыкальной ткани блюза.

«Букет» гармонических конфликтов классического блюзового квадрата складывается из:

  • несимметричной 12-ти тактовой формы;
  • возможности использования доминантовых септаккордов в любом его такте;
  • использования D7 (субдоминанты) во 2-ом и 10-ом тактах;
  • мажорной гармонии, на которую накладывается минорная мелодия.

Хотя в примере №4 и написаны аккорды блюзового квадрата, но на самом деле они больше подразумеваются, чем исполняются. Часто гармоническое сопровождение блюза осуществляется созвучиями с пропущенной терцией, которая определяет наклонение аккорда – мажорное или минорное. В подавляющем числе случаев это делается с использованием риффов.

Риффы

Пожалуй, чаще всего в блюзе для аккомпанемента используются риффы. Риффы бывают ритмическими и мелодическими. Ритмический рифф – это, повторяющийся в аккомпанементе, ритмический рисунок. Мелодический рифф — это мелодический фрагмент, повторяющийся в мелодии или аккомпанементе.

Есть распространенный способ блюзового и рок-н-рольного аккомпанемента риффами.

Характерные особенности блюза - исполнение гармонии блюзовый квадрата риффами
Пример 5. Блюзовый аккомпанемент риффами.

Такой способ аккомпанемента, как нельзя сочетается с мелодикой блюза. Такие риффы не содержат в себе терций аккордов — нот, которые являются блюзовыми, постоянно меняющими свою высоту.

Тернэраунд

Говоря о гармонии блюза нельзя не упомянуть тернэраунд, один из вариантов содержится в предыдущем примере.

Тернэраунд – это особая гармоническая фигурация, содержащаяся в последних двух тактах блюзового квадрата. Джазовые музыканты называют его каденцией. Тернэраунд, сглаживая мелодико-гармонический конфликт блюзового квадрата, как бы резюмирует его содержание и служит для продолжения (перехода на 1-ый такт следующего квадрата) или окончания блюза.

Мелодика блюза

Устойчивые и неустойчивые ступени лада

Прежде чем переходить к мелодике блюза будет нелишним вспомнить значение понятия «ступени лада».

Характерные особенности блюза - Ступени натурального минорного лада
Пример 6. Ступени натурального минорного лада в тональности Ля минор.

В любом ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Устойчивые ступени натурального минорного лада в примере 6 обведены зелеными кружочками. Устойчивые ступени, составляют аккорд, называемый тоническим. В данном случае это минорное трезвучие Ля минор. На устойчивых ступенях, при исполнении мелодии, мы можем задерживаться. Неустойчивые звуки являются «проходящими» долго задерживаться на них нельзя.

Блюзовая гамма

В основе мелодики блюза лежит, так называемая, блюзовая гамма. Основой блюзовой гаммы, в свою очередь, является минорная пентатоника, ноты которой находятся на 1-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой и 7-ой ступенях натурального минорного лада.

Характерные особенности блюза - Минорная пентатоника
Пример 7. Минорная пентатоника в тональности Ля минор.

Блюзовая гамма – это минорная пентатоника, некоторые ступени которой могут менять свою высоту в пределах полутона. Эти ступени называются «блюзовыми нотами».

Характерные особенности блюза - Блюзовая гамма
Пример 8. Блюзовая гамма.

Блюзовые ноты участвуют в создании мелодико-гармонического конфликта блюза, создают его характерное диссонансное мажоро-минорное звучание. В примере №10 они обведены зелеными кружочками. Со времен архаического блюза блюзовые ноты располагались на низких III и VII ступенях (т. н. «блюзовая терция» и «блюзовая септима»). Позже джазовые музыканты добавили к блюзовым нотам еще V низкую ступень.

Стрелочки над блюзовыми нотами обозначают то, что они могут менять свою высоту (в пределах полутона) в зависимости от текущего аккорда или желания и музыкального вкуса исполнителя.

Блюзовая гамма и аккорды блюзового квадрата

Давайте рассмотрим подробнее, как сочетаются ступени блюзовой гаммы с каждым из аккордов блюзового квадрата. При этом не будем забывать, что, как правило, гармоническое сопровождение блюза осуществляется созвучиями с пропущенной терцией, которая определяет наклонение аккорда – мажорное или минорное.

Характерные особенности блюза - Устойчивые ступени блюзовой гаммы на A7
Пример 9. Аккорд A7 (тоника) и ноты блюзовой гаммы.

При звучании аккорда A7 звуки ля, до, ми и соль являются устойчивыми. Звук ре – не неустойчивый, проходящий. Это означает, что надолго на нем задерживаться не следует. В данном случае желательно изъять из аккордового аккомпанемента терцию аккорда A7 – до-диез.

Характерные особенности блюза - Устойчивые ступени блюзовой гаммы на D7
Пример 10. Аккорд D7 (субдоминанта) и ноты блюзовой гаммы.

На фоне аккорда D7 звуки ля, до, ре являются устойчивыми. Звуки ми и соль – не неустойчивые.

Характерные особенности блюза - Устойчивые ступени блюзовой гаммы на E7
Пример 11. Аккорд E7 (доминанта) и ноты блюзовой гаммы.

При звучании аккорда E7 устойчивыми являются звуки ре, ми и соль. Звуки ля и до – не неустойчивые. В данном случае желательно изъять из аккордового аккомпанемента терцию аккорда E7 – соль-диез.

Из приведенных выше примеров видно, какие ноты блюзовой гаммы желательно использовать на те, или иные аккорды блюзового квадрата. Ступени блюзовой гаммы могут тяготеть то минору, то к мажору. Тяготение ступеней к минору увеличивают степень диссонанса (напряжения). И наоборот, тяготение к мажору увеличивает степень консонанса (стройного звучания). Эти особенности мелодики, наряду с другими особенностями блюза, служат созданию эффекта противоречия, душевного напряжения, диссонанса, конфликта, которые свойственны блюзу.

Заключение

В заключение этого мастер-класса предлагаю прослушать два следующих трека, которые помогут нам лучше понять природу блюза.

 
      «Сент-Луис Блюз», оркестр Г. Миллера
 
      «Сент-Луис Блюз», Б. Смит и Л. Армстронг
 

Согласитесь, что после Глена Миллера трудно узнать Сент-Луис Блюз в исполнении Бесси Смит и Луи Армстронга. Это наводит нас на мысль, что в зависимости от контекста блюз может быть разным. Но наиболее точное следование характерным особенностям блюза дает его наиболее верное, природное звучание. В связи с этим встает закономерный вопрос: «Как определить качество исполняемого вами блюза?»

Как определить качество исполняемого блюза

Для этого можно спросить признанных исполнителей блюза, является ли блюзом то, что вы исполняете. Если звезды блюза пока от вас далеко, изучайте характерные особенности блюза. Исполняйте его по нотам, подбирай на слух и сравнивайте свое исполнение с записями знаменитых блюзменов.

 


Посмотрите видео этого мастер-класса.

[cms-block 404 "Not Found"]
Евгений Чудаев

Опубликовано Евгений Чудаев

По образованию — эстрадно-джазовый гитарист. Руководит детским эстрадно-джазовым ансамблем. Обучает детей игре на электрогитаре, бас-гитаре и ударной установке.

Добавить комментарий