Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент

Характерные особенности блюза: форма, гармония и гитарный аккомпанемент


Сегодня я предлагаю вам свои соображения о блюзовой форме и гармонии и практические примеры блюзового гитарного аккомпанемента к вокальной или инструментальной партии. Но для начала освежим в памяти понятие «тональная функция аккорда» и поговорим о том, что с ним происходит в блюзе.

Форма и гармония

Тональная функция аккорда

Классическая гармония учит нас тому, что каждый аккорд гармонической последовательности выполняет определенную функцию – тоническую, субдоминантовую или доминантовую. Две, тем более три функции в какой-либо тональности аккорд выполнять не может. Тональные функции аккорда обозначаются буквами: T – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта.

Давайте построим по правилам классической гармонии тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия (пример №1).

  • тоника (T) строится на первой ступени лада;
  • субдоминанта (S) на четвертой;
  • доминанта (D) на пятой ступени лада.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 1. Тональные функции трезвучий, построенных на I, IV, И V ступенях в тональности Ля мажор.

Давайте послушаем получившиеся трезвучия:

  • тоника (T) – трезвучие Ля мажор, буквенное обозначение – A, имеет устойчивое звучание, ею заканчивается произведение и, чаще всего, с нее начинается;
  • субдоминанта (S) – трезвучие Ре мажор, буквенное обозначение – D, звучит умеренно неустойчиво, требует дальнейшего развития – перехода либо в тонику, либо в доминанту;
  • доминанта (D) – трезвучие Ми мажор, буквенное обозначение – E, звучит неустойчиво и требует своего разрешения в тонику.

На прошлом мастер-классе мы выяснили, что гармония классического блюзового квадрата имеет следующий вид.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 2. Аккорды классического блюзового квадрата в тональности Ля мажор.

Попробуем записать этого квадрата получившимися у нас трезвучиями. При этом функцию аккорда будем обозначать буквой (T, S или D), а аккорд соответствующий этой функции буквенным обозначением, заключенным в скобки.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 3. Гармония классического блюза, записанная трезвучиями в тональности Ля мажор.

Исполним гармонию примера №3 и послушаем то, что у нас получилось. За исключением 12-ти тактовой блюзовой формы и характерным гармоническим оборотом в 9-10 тактах, мы слышим, что без септаккордов блюзового звучания у нас не получается.

Давайте, используя все ту же классическую гармонию, построим нужные нам септаккорды.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 4. Тональные функции септаккордов, построенных на I, IV, и V ступенях в тональности Ля мажор.

В этом примере мы видим, что у нас получились не совсем те септаккорды, которые были заявлены в примере 2. Давайте послушаем, как они звучат:

  • тоника (T) – большой мажорный септаккорд, буквенное обозначение – A7+, имеет диссонансное, но устойчивое звучание;
  • субдоминанта (S) – большой мажорный септаккорд, буквенное обозначение – D7+, имеет диссонансное умеренно неустойчивое звучание, требует дальнейшего развития – перехода либо в тонику, либо в доминанту;
  • доминанта (D) – малый мажорный септаккорд, буквенное обозначение – E7, звучит крайне неустойчиво и требует своего разрешения в тонику.

Давайте исполним квадрат классического блюза, получившимися у нас, аккордами.

Большие и малые мажорные септаккорды в классическом блюзовом квадрате
Пример 5. Большие и малые мажорные септаккорды в классическом блюзовом квадрате.

Исполняя эту гармонию, мы слышим, что у нас получилось некое джазовое звучание. Большие мажорные септаккорды тоники (A7+) и субдоминанты (D7+), построенные по правилам классической гармонии, не дают нам ощущения постоянного напряженного гармонического движения. Его дают малые мажорные септаккорды, которые вопреки правилам классической гармонии, используются в классическом блюзе в качестве тоники (A7) и субдоминанты (D7).

Закачивая разговор о гармонии классического блюзового квадрата (пример 2), заметим, что на месте любого из его септаккордов можно играть нонаккорды – A9, D9, E9, а так же аккорды с надстройками – A13, D13, E13. Это придаст блюзовой гармонии несколько более устойчивое, глубокое и, при желании исполнителя, джазовое звучание.

Цифровая запись гармонических последовательностей

В учебниках по гармонии для записи блюзовых квадратов различной формы используется не буквенно-цифровой, а цифровой способ записи. Давайте, используя его, и мы запишем гармоническую сетку классического блюза. Аккорд A7, построенный на I-ой ступени, обозначим римской цифрой I. Аккорд D7, построенный на IV-ой ступени, обозначим римской цифрой IV. Аккорд E7, построенный на V-ой ступени, обозначим римской цифрой V.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 6. Цифровая запись (цифровка) аккордов классического блюзового квадрата.

Цифровая запись аккордовых последовательностей, широко используемая в джазе, освобождает исполнителя от привязки к какому-либо определенному ладу и дает возможность транспонировать аккордовые последовательности в любую тональность.

Давайте исполним гармонию классического блюза (пример №6) в тональности Соль мажор. Для этого нужно сообразить, какие малые мажорные септаккорды построены на I-ой, IV-ой и V-ой ступенях соль-мажорного лада. Это, соответственно, G7, C7 и D7.

Стадии эволюции блюза

Разговор о музыкальной форме блюза неотделим от истории его развития. По этому вопросу в отечественной музыкальной учебной литературе до сих пор господствует взгляд, который выразил еще в 80-е годы прошлого века Игорь Михайлович Бриль в своем «Практическом курсе джазовой импровизации». В этой книге он приводит три стадии эволюции блюза и приводит блюзовые квадраты, характерные для каждой из этих стадий.

1. Архаический, или сельский (прибл. 1850—1890).

Квадрат архаического (сельского) блюза
Пример 7. Квадрат архаического (сельского) блюза.

2. Классический, или городской (прибл. 1900—1935).
Примером классического блюза (пример №6) является известный блюз в исполнении Би Би Кинга «Every Day I Have The Blues». Заметим, что гармония классического блюза отличается от сельского присутствием субдоминанты (IV7) во 2-ом и 10-ом тактах.

3. Современный, или инструментальный (прибл. 1930).
Гармония современного инструментального, точнее сказать джазового блюза, намного сложнее своих предшественников.

Квадрат современного инструментального блюза
Пример 8. Квадрат современного инструментального блюза.

Как видно гармония блюзового квадрата в джазе стала развиваться в сторону своего усложнения. Соответственно усложнилась и мелодика блюза. Постепенно оформилась, так называемая, джазовая гармония, в которой пришли к согласию гармонии блюза и классики.

Большое влияние на развитие блюзовой формы в джазе, в частности его 32-ух тактовой формы, в 40-х годах прошлого века оказали отцы бибопа – саксофонист Ч. Паркер и трубач Д. Гиллеспи. Разработанные ими, многочисленные гармонические секвенции используются джазовыми музыкантами и по сей день.

Не трудно заметить, что в классификации Игоря Бриля деление блюза на стадии его эволюции несколько упрощена и отражает взгляд джазового музыканта на эту проблему. Поэтому не удивительно, что современный инструментальный блюз находится на вершине этой классификации.

В этой связи мне вспоминается известный американский фильм о блюзе – «Перекресток». Главный герой фильма Юджин говорит своему преподавателю по классической гитаре: «А что если мой талант в другой музыке?», имея в виду блюз. На что преподаватель ему отвечает: «Мастерство в примитивной музыке – аспект народной культуры».

Возвращаясь, к классификации Игоря Бриля, можно заключить, что блюз, как аспект народной культуры его, да и всех джазовых музыкантов, не интересует. Блюз им интересен, как источник музыкальных идей, часть профессионального искусства джаза. Нам же в данной серии мастер-классов блюз интересен, как часть народного творчества, которое живет и развивается не зависимо от джаза.

Другие формы блюза

Давайте обратим наше внимание на некоторые примеры блюзовых форм, не упомянутых в классификации Игоря Бриля, а именно 8-ми, 16-ти и 20-ти тактовые.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 9. Гармония 8-ми тактового блюза How Long.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 10. Гармония 16-ти тактового блюза Take This Hammer.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 11. Гармония 20-ти тактового кантри блюза Spike Driver.

Примечательно, что квадрат блюза Миссисипи Джо Хёрта Spike Driver состоит из двадцати тактов и содержит в своей гармонии аккорды, построенные только на первой ступени лада – это I, I7, I6. При этом можно услышать, что I6 звучит как субдоминанта (аккорд четверной ступени). А так же иногда в сочетании мелодии и баса слышится доминанта (аккорд пятой ступени).

Примером аналогичной архаической гармонии может служить 8-ми тактовый блюз Роберта Джонсона Last Fair Deal Going Down, весь квадрат которого исполняется под аккомпанемент из одного аккорда. Лишь в конце квадрата, в однотактовом тернэраунде звучит доминантовый аккорд.

Из этих примеров можно сделать вывод, что именно таким, содержащим в себе не явные признаки тональных функций, построенный на аккордах I-ой ступени, и был архаический блюз. Далее, по мере роста мастерства его исполнителей, блюз стал гармонически усложняться.

Заканчивая разговор о форме и гармонии блюза, заметим, формы блюза по классификации И. Бриля — сельский блюз, городской — в исполнении современных исполнителей живет и здравствует. Ведь они – не столько формы, сколько разновидности, блюзового языка. У каждого из них своя не только своя гармония, но и мелодика, ритмика, характер звучания.

Блюзовые музыканты сегодня используют в своем творчестве элементы и архаического и классического блюза. Примером такого произведения может служить блюз «Hey, Hey» в исполнении Эрика Клэптона.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 12. Гармония блюза Hey, Hey в исполнении Эрика Клэптона.

Две первые строчки этого блюзового квадрата характерны для архаического блюза, а третья для классического. Проигрыш блюза Hey, Hey позаимствован Эриком у Биг Билла Брунзи, видного исполнителя кантри блюза.

А теперь, рассмотрим несколько практических приемов построения блюзового гитарного аккомпанемента.

Блюзовый гитарный аккомпанемент

Риффы

Приступая к блюзовому аккомпанементу, будем помнить, что в гармоническом сопровождении блюза желательно избегать терции аккордов, определяющие их наклонение – мажорное или минорное.

Поэтому, как говорилось в прошлом мастер-класс, для гитарного аккомпанемента лучше всего подойдут риффы. Только теперь в наш рифф мы добавим септиму. В аккорде Ля мажор – это нота соль, в Ре мажоре – до-бекар. В аккорде Ми мажор – септимой является нота ре, но в данном примере 13 она не используется.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 13. Блюзовый аккомпанемент риффами.

      Прослушать пример 13

Давайте добавим в риффы побольше мелодии.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 14. Аккомпанемент мелодизированными риффами.

      Прослушать пример 14

Обратите внимание, наш аккомпанемент стал интереснее не только мелодически, но и гармонически. После основного басового звука мы стали использовать созвучия, имитирующие аккорды. От этого изменился и тернэраунд.

Бас – аккорд

Часто в гитарном аккомпанементе, имитируется звучание двух инструментов:бас-гитары и гитары.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 15. Аккомпанемент приемом бас-аккорд.

      Прослушать пример 15

Комбинированный способ

Давайте на основе всех приведенных способов аккомпанемента создадим некий комбинированный аккомпанемент с добавлением мелодического обыгрывания септаккордов.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 16. Комбинированный способ аккомпанемента.

      Прослушать пример 16

В результате нехитрых усложнений из простого аккомпанемента риффами мы получили партию гитары под которую можно исполнять сольную (вокальную или инструментальную партию). Но об этом мы поговорим в следующем мастер-классе. А в завершение темы сегодняшнего занятия — немного о тернэраундах.

Тернэраунды из моей копилки

Эти два я часто играю в тональности Ля мажор.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 17. Два тернэраунда в тональности Ля мажор.

      Прослушать пример 17-1
      Прослушать пример 17-2

Далее идентичные заготовки, только в тональности Ми мажор.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 18. Два тернэраунда в тональности Ми мажор.

      Прослушать пример 18-3
      Прослушать пример 18-4

Благодарю Вас за то, что просмотрели эту статью до конца!
Посмотрите видеозапись этого мастер-класса в двух частях ниже.


Первая часть этого мастер-класса.


Вторая часть.

Ваши комментарии и отзывы помогут сделать этот сайт лучше.

Опубликовано Евгений Чудаев

Редактор и автор сайта «Эстраджанс», педагог высшей квалификационной категории. Руководит детским эстрадно-джазовым ансамблем в Центре эстетического воспитания детей «Отрада», в Хабаровске. Обучает начинающих музыкантов игре на электрогитаре, бас-гитаре, клавишных и ударной установке.

6 комментариев

Евгений огромное спасибо! Подано доходчиво и наглядно! Очень важна подача материала без лишней «воды» которая отбивает желание заниматься у новичков. Детям особенно нужно все интересно доводить, чтоб могли самостоятельно быстро с удовольствием реализовать и запомнить, иначе забрасывается и в дальнейшем обычно не используется.

Евгений Чудаев

Игорь, благодарю вас поддержку!

Спасибо за оcновы!

Евгений Чудаев

Сергей, благодарю за поддержку!

Александр

Что появилось раньше рок-н-рол или блюз?Спасибо за уроки!В примере №5 ошибка: такт 10 T(D7+) заменить на S(D7+) нужно.

Евгений Чудаев

Александр, благодарю за подсказку! Опечатка исправлена!

Добавить комментарий для Евгений Чудаев Отменить ответ