Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент

Характерные особенности блюза: форма, гармония и гитарный аккомпанемент

Сегодня я предлагаю вам свои соображения о блюзовой форме и гармонии и практические примеры блюзового гитарного аккомпанемента к вокальной или инструментальной партии. Но для начала освежим в памяти понятие «тональная функция аккорда» и поговорим о том, что с ним происходит в блюзе.

Форма и гармония

Тональная функция аккорда

Классическая гармония учит нас тому, что каждый аккорд гармонической последовательности выполняет определенную функцию – тоническую, субдоминантовую или доминантовую. Две, тем более три функции в какой-либо тональности аккорд выполнять не может. Тональные функции аккорда обозначаются буквами: T – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта.

Давайте построим по правилам классической гармонии тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия (пример №1).

  • тоника (T) строится на первой ступени лада;
  • субдоминанта (S) на четвертой;
  • доминанта (D) на пятой ступени лада.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 1. Тональные функции трезвучий, построенных на I, IV, И V ступенях в тональности Ля мажор.

Давайте послушаем получившиеся трезвучия:

  • тоника (T) – трезвучие Ля мажор, буквенное обозначение – A, имеет устойчивое звучание, ею заканчивается произведение и, чаще всего, с нее начинается;
  • субдоминанта (S) – трезвучие Ре мажор, буквенное обозначение – D, звучит умеренно неустойчиво, требует дальнейшего развития – перехода либо в тонику, либо в доминанту;
  • доминанта (D) – трезвучие Ми мажор, буквенное обозначение – E, звучит неустойчиво и требует своего разрешения в тонику.

На прошлом мастер-классе мы выяснили, что гармония классического блюзового квадрата имеет следующий вид.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 2. Аккорды классического блюзового квадрата в тональности Ля мажор.

Попробуем записать этого квадрата получившимися у нас трезвучиями. При этом функцию аккорда будем обозначать буквой (T, S или D), а аккорд соответствующий этой функции буквенным обозначением, заключенным в скобки.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 3. Гармония классического блюза, записанная трезвучиями в тональности Ля мажор.

Исполним гармонию примера №3 и послушаем то, что у нас получилось.

За исключением 12-ти тактовой блюзовой формы и характерным гармоническим оборотом в 9-10 тактах, мы слышим, что без септаккордов блюзового звучания у нас не получается.

Давайте, используя все ту же классическую гармонию, построим нужные нам септаккорды.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 4. Тональные функции септаккордов, построенных на I, IV, и V ступенях в тональности Ля мажор.

В этом мы видим, что у нас получились не совсем те септаккорды, которые были заявлены в примере 2. Давайте послушаем, как они звучат:

  • тоника (T) – большой мажорный септаккорд, буквенное обозначение – A7+, имеет диссонансное, но устойчивое звучание;
  • субдоминанта (S) – большой мажорный септаккорд, буквенное обозначение – D7+, имеет диссонансное умеренно неустойчивое звучание, требует дальнейшего развития – перехода либо в тонику, либо в доминанту;
  • доминанта (D) – малый мажорный септаккорд, буквенное обозначение – E7, звучит крайне неустойчиво и требует своего разрешения в тонику.

Давайте исполним квадрат классического блюза, получившимися у нас, аккордами.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 5. Большие и малые мажорные септаккорды в классическом блюзовом квадрате.

Исполняя эту гармонию, мы слышим, что у нас получилось некое джазовое звучание. Большие мажорные септаккорды тоники (A7+) и субдоминанты (D7+), построенные по правилам классической гармонии, не дают нам ощущения постоянного напряженного гармонического движения. Его дают малые мажорные септаккорды, которые вопреки правилам классической гармонии, используются в классическом блюзе в качестве тоники (A7) и субдоминанты (D7).

Закачивая разговор о гармонии классического блюзового квадрата (пример 2), заметим, что на месте любого из его септаккордов можно играть нонаккорды – A9, D9, E9, а так же аккорды с надстройками – A13, D13, E13. Это придаст блюзовой гармонии несколько более устойчивое, глубокое и, при желании исполнителя, джазовое звучание.

Цифровая запись гармонических последовательностей

В учебниках по гармонии для записи блюзовых квадратов различной формы используется не буквенно-цифровой, а цифровой способ записи. Давайте, используя его, и мы запишем гармоническую сетку классического блюза. Аккорд A7, построенный на I-ой ступени, обозначим римской цифрой I. Аккорд D7, построенный на IV-ой ступени, обозначим римской цифрой IV. Аккорд E7, построенный на V-ой ступени, обозначим римской цифрой V.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 6. Цифровая запись (цифровка) аккордов классического блюзового квадрата.

Цифровая запись аккордовых последовательностей, широко используемая в джазе, освобождает исполнителя от привязки к какому-либо определенному ладу и дает возможность транспонировать аккордовые последовательности в любую тональность.

Давайте исполним гармонию классического блюза (пример №6) в тональности Соль мажор. Для этого нужно сообразить, какие малые мажорные септаккорды построены на I-ой, IV-ой и V-ой ступенях соль-мажорного лада. Это, соответственно, G7, C7 и D7.

Стадии эволюции блюза

Разговор о музыкальной форме блюза неотделим от истории его развития. Поэтому вопросу в российской музыкальной учебной литературе до сих пор господствует взгляд, который выразил еще в 80-е годы прошлого века Игорь Михайлович Бриль в своем «Практическом курсе джазовой импровизации». В этой книге он приводит три стадии эволюции блюза и приводит блюзовые квадраты, характерные для каждой из означенных стадий.

1. Архаический, или сельский (прибл. 1850—1890).

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 7. Квадрат архаического (сельского) блюза.

2. Классический, или городской (прибл. 1900—1935).
Примером классического блюза (пример №6) является известный блюз в исполнении Би Би Кинга «Every Day I Have The Blues». Заметим, что гармония классического блюза отличается от сельского присутствием субдоминанты (IV7) во 2-ом и 10-ом тактах.

3. Современный, или инструментальный (прибл. 1930).
Гармония современного инструментального, точнее сказать джазового блюза, намного сложнее своих предшественников.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 8. Квадрат современного инструментального блюза.

Как видно гармония блюзового квадрата в джазе стала развиваться в сторону своего усложнения. Соответственно усложнилась и мелодика блюза. Постепенно оформилась, так называемая, джазовая гармония, в которой пришли к согласию гармонии блюза и классики.

Большое влияние на развитие блюзовой формы в джазе, в частности его 32-ух тактовой формы, в 40-х годах прошлого века оказали отцы бибопа – саксофонист Ч. Паркер и трубач Д. Гиллеспи. Разработанные ими, многочисленные гармонические секвенции используются джазовыми музыкантами и по сей день.

Не трудно заметить, что в классификации Игоря Бриля деление блюза на стадии его эволюции несколько упрощена и отражает взгляд джазового музыканта на эту проблему. Поэтому не удивительно, что современный инструментальный блюз находится на вершине этой классификации.

В этой связи мне вспоминается известный американский фильм о блюзе – «Перекресток». Главный герой фильма Юджин говорит своему преподавателю по классической гитаре: «А что если мой талант в другой музыке?», имея в виду блюз. На что преподаватель ему отвечает: «Мастерство в примитивной музыке – аспект народной культуры».

Возвращаясь, к классификации Игоря Бриля, можно заключить, что блюз, как аспект народной культуры его, да и всех джазовых музыкантов, не интересует. Блюз им интересен, как источник музыкальных идей, часть профессионального искусства джаза. Нам же в данной серии мастер-классов блюз интересен, как часть народного творчества, которое живет и развивается не зависимо от джаза.

Другие формы блюза

Давайте обратим наше внимание на некоторые примеры блюзовых форм, не упомянутых в классификации Игоря Бриля, а именно 8-ми, 16-ти и 20-ти тактовые.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 9. Гармония 8-ми тактового блюза How Long.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 10. Гармония 16-ти тактового блюза Take This Hammer.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 11. Гармония 20-ти тактового кантри блюза Spike Driver.

Примечательно, что квадрат блюза Миссисипи Джо Хёрта Spike Driver состоит из двадцати тактов и содержит в своей гармонии аккорды, построенные только на первой ступени лада – это I, I7, I6. При этом можно услышать, что I6 звучит как субдоминанта (аккорд четверной ступени). А так же иногда в сочетании мелодии и баса слышится доминанта (аккорд пятой ступени).

Примером аналогичной архаической гармонии может служить 8-ми тактовый блюз Роберта Джонсона Last Fair Deal Going Down, весь квадрат которого исполняется под аккомпанемент из одного аккорда. Лишь в конце квадрата, в однотактовом тернэраунде звучит доминантовый аккорд.

Из этих примеров можно сделать вывод, что именно таким, содержащим в себе не явные признаки тональных функций, построенный на аккордах I-ой ступени, и был архаический блюз. Далее, по мере роста мастерства его исполнителей, блюз стал гармонически усложняться.

Заканчивая разговор о форме и гармонии блюза, заметим, формы блюза по классификации И. Бриля — сельский блюз, городской — в исполнении современных исполнителей живет и здравствует. Ведь они – не столько формы, сколько разновидности, блюзового языка. У каждого из них своя не только своя гармония, но и мелодика, ритмика, характер звучания.

Блюзовые музыканты сегодня используют в своем творчестве элементы и архаического и классического блюза. Примером такого произведения может служить блюз «Hey, Hey» в исполнении Эрика Клэптона.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 12. Гармония блюза Hey, Hey в исполнении Эрика Клэптона.

Две первые строчки этого блюзового квадрата характерны для архаического блюза, а третья для классического. Проигрыш блюза Hey, Hey позаимствован Эриком у Биг Билла Брунзи, видного исполнителя кантри блюза.

А теперь, рассмотрим несколько практических приемов построения блюзового гитарного аккомпанемента.

Блюзовый гитарный аккомпанемент

Риффы

Приступая к блюзовому аккомпанементу, будем помнить, что в гармоническом сопровождении блюза желательно избегать терции аккордов, определяющие их наклонение – мажорное или минорное.

Поэтому, как говорилось в прошлом мастер-класс, для гитарного аккомпанемента лучше всего подойдут риффы. Только теперь в наш рифф мы добавим септиму. В аккорде Ля мажор – это нота соль, в Ре мажоре – до-бекар. В аккорде Ми мажор – септимой является нота ре, но в данном примере 13 она не используется.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 13. Блюзовый аккомпанемент риффами.

 
      Прослушать пример 13

Давайте добавим в риффы побольше мелодии.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 14. Аккомпанемент мелодизированными риффами.

 
      Прослушать пример 14

Обратите внимание, наш аккомпанемент стал интереснее не только мелодически, но и гармонически. После основного басового звука мы стали использовать созвучия, имитирующие аккорды. От этого изменился и тернэраунд.

Бас – аккорд

Часто в гитарном аккомпанементе, имитируется звучание двух инструментов:бас-гитары и гитары.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 15. Аккомпанемент приемом бас-аккорд.

 
      Прослушать пример 15

Комбинированный способ

Давайте на основе всех приведенных способов аккомпанемента создадим некий комбинированный аккомпанемент с добавлением мелодического обыгрывания септаккордов.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 16. Комбинированный способ аккомпанемента.

 
      Прослушать пример 16

В результате нехитрых усложнений из простого аккомпанемента риффами мы получили партию гитары под которую можно исполнять сольную (вокальную или инструментальную партию). Но об этом мы поговорим в следующем мастер-классе. А в завершение темы сегодняшнего занятия — немного о тернэраундах.

Тернэраунды из моей копилки

Эти два я часто играю в тональности Ля мажор.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 17. Два тернэраунда в тональности Ля мажор.

 
      Прослушать пример 17-1
 
      Прослушать пример 17-2

Далее идентичные заготовки, только в тональности Ми мажор.

Характерные особенности блюза: форма, гармония, аккомпанемент
Пример 18. Два тернэраунда в тональности Ми мажор.

 
      Прослушать пример 18-3
 
      Прослушать пример 18-4

Благодарю Вас за то, что просмотрели эту статью до конца!

Посмотрите видеозапись этого мастер-класса в двух частях ниже.


Первая часть этого мастер-класса.


Вторая часть.

Ваши комментарии, отзывы и поддержка помогут сделать этот сайт лучше.

Евгений Чудаев

Опубликовано Евгений Чудаев

По образованию — эстрадно-джазовый гитарист. Руководит детским эстрадно-джазовым ансамблем. Обучает детей игре на электрогитаре, бас-гитаре и ударной установке.

2 комментария

Евгений огромное спасибо! Подано доходчиво и наглядно! Очень важна подача материала без лишней «воды» которая отбивает желание заниматься у новичков. Детям особенно нужно все интересно доводить, чтоб могли самостоятельно быстро с удовольствием реализовать и запомнить, иначе забрасывается и в дальнейшем обычно не используется.

Евгений Чудаев
Евгений Чудаев

Игорь, благодарю вас поддержку!

Добавить комментарий