Go Down, Moses — популярная джазовая тема

Сойди с неба, Моисей (Go Down, Moses) — популярная джазовая тема

Сегодня я предлагаю вспомнить знаменитую джазовую тему, которая в оригинале называется Go Down, Moses, а в антологии «Мелодии джаза» Владимира Степановича Симоненко «Спустись с небес, Моисей». Не помню почему, но в моей памяти эта мелодия закрепилась под названием «Сойди с неба, Моисей».

Духовный гимн

Первоначально это был спиричуэл, духовное песнопение, которое исполнялось в христианских богослужениях в среде чернокожего населения рабовладельческого юга США. Позже эта песня считалась гимном американских рабов. Во времена гражданской войны в США (1861-1865 гг.) мелодия этого духовного гимна, использовалась в качестве сигнала тревоги при переправе мятежных рабов с Юга на Север.

Джазовый стандарт

С появлением джаза мелодия, некогда бывшего духовного песнопения, стала одной из популярнейших джазовых тем. С уверенностью можно сказать, что Go Down, Moses в исполнении знаменитого трубача Луи Армстронга до сих пор является одним из самых узнаваемых джазовых произведений во всем мире.

Работая преподавателем в музыкальной школе Николаевска-на-Амуре, я сделал переложение этой мелодии для классической гитары, которое можно прослушать ниже и скачать бесплатно конце этой страницы.

 
      «Сойди с неба, Моисей» (Go Down) для классической гитары

Ансамблевая пьеса

Занимаясь детским эстрадно-джазовым ансамблем, я пополняю его репертуар новыми аранжировками. При этом стараюсь, чтобы произведения, осваиваемые и исполняемые детьми, были им интересны, богаты по музыкальному материалу и просты для разучивания. К тому же все исполняемое детьми должно быть близко их родителям. Именно такой мелодией и является «Сойди с неба, Моисей».

Встречаясь с этой мелодией в учебном процессе, мои ученики вспоминают, что где-то уже слышали ее. Об их родителях и говорить нечего. Им всем она, за редким исключением, известна. Все это способствует повышению у юных музыкантов мотивации к обучению и привлекает внимание родителей к учебному процессу и музыкальным достижениям их детей.

Скачайте бесплатно ноты «Сойди с неба, Моисей» (Go Down, Moses) для детского эстрадного ансамбля в конце этой страницы..

В мире эстрадной музыки все быстро меняется. В настоящее в джазе существует множество направлений, которые и «камня на камне» не оставили от традиционного джаза. Но и сегодня Go Down, Moses служит для юных музыкантов надежным проводником в мир джаза.

Исполняя этот эвергрин, ребята осваивают новую для них ритмику и мелодику. Минорное наклонение этой мелодии дает возможность юному джазмену ознакомиться с азами импровизации в миноре. Играя несложные записанные импровизации, в этой аранжировке есть импровизация гитары, ребята на практике познают, что такое джаз.

В предлагаемой аранжировке я попытался соединить афроамериканское духовное песнопение со старинной таборной песней цыган «Валенки», впоследствии считавшейся русской народной. Гармония куплета этой песни почти идентична части А в Go Down, Moses. В результате их соединения в этой аранжировке получилось такое веселое музыкальное недоразумение.

 
      «Сойди с неба, Моисей» для ансамбля

В целом, являясь образцом исконной афроамериканской музыки, «Сойди с неба, Моисей» даёт ребятам начальные, базисные представления о спиричуэлс, о джазе и эволюции джазовой музыки. Осваивая этот эвергрин, они начинают понимать и чувствовать, как звучит джаз и, как его надо исполнять.

Скачать ноты бесплатно

Перед скачиванием файлов, пожалуйста, прочтите
Соглашение «Об использовании бесплатных материалов сайта «Эстраджанс».

 


Записываем «Сойди с неба, Моисей» для дистанционного конкурса.

Ваши комментарии, отзывы помогут сделать мою работу и этот сайт лучше. )

Опубликовано Евгений Чудаев

Педагог высшей квалификационной категории, руководит детским эстрадно-джазовым ансамблем в Центре эстетического воспитания детей «Отрада», в Хабаровске. Обучает начинающих музыкантов игре на электрогитаре, бас-гитаре, клавишных и ударной установке. Автор материалов сайта «Эстраджанс». Контакты: страничка во «Вконтакте», eugeniychudaev@gmail.com.

2 комментария

Иван Шулер

Евгений, здравствуйте! Порадовала ваша аранжировка и исполнение ансамблем данного эвергрина, а также очень признателен вам за отличное учебное пособие — практически ежедневно с ним работаю, очень грамотно и доступно изложен материал. С вашего позволения хочу опубликовать нашу с вами переписку ВКонтакте, возможно кому нибудь из педагогов ваш опыт и информация, которой вы поделились со мной помогут в работе.

Иван Шулер.
Мы в основном играем в дуэте с учениками, но есть определённые проблемы — часто с ритмом, т.к. использовать метроном в домашних занятиях многие не желают, думаю решить эту проблему с помощью минусовок, чтобы ребята могли дома разучивать мелодию в ситуации приближенной к реальной игровой.
Поделитесь пожалуйста опытом по поводу минусовок — используете или нет? Может быть у вас уже есть минусовки к вашему учебнику?
И как вам удаётся мотивировать ребят на такую качественную подготовку своих партий? Что делаете когда ученики приходят не подготовленными?
Звучите просто потрясающе!

Евгений Чудаев.
Здравствуйте, Иван! Да, с ритмом есть проблемы. Мы играем с пульсом, который отбиваем ногой. Нога вниз — раз, нога вверх -и, нога вниз — 2, нога вверх — и, и т.д. В классе часто играем с метрономом.
Минусовки стали появляться в связи с прошлым дистанционным обучением. Я пишу ноты в программе Sibelius. В ней есть возможность вывести файл в звуковом формате. Получается не высшее качество, но для игры в домашних условиях пойдет.
Несколько минусовок простых мелодий есть. Побольше минусовок произведений концертного репертуара.
Я звоню родителям, они помогают мотивировать детей. Если ученик приходит не подготовленным, он получает соответствующую оценку. На двойки, и даже ноли, я не скуплюсь. )

Иван Шулер.
Благодарю вас за ответ! Для меня очень ценна информация от вас, я ведь совсем недавно начал работать с детьми ( примерно 1,5 года ) и нахожусь в постоянном поиске по улучшению учебного процесса. Честно скажу, что с детьми у меня всё идёт с большим трудом, а так как работаю в частной муз школе-студии, и оценочной системы не предусмотрено, то дети в основном приходят не подготовленными и в рамках текущего занятия ( 50 мин ) мне приходится сподвигать их к разучиванию домашних партий, либо я предлагаю играть с листа очень простые вещи (в основном используя TABы, сейчас стараюсь переводить всех на ноты), или же разучиваем простые песни. Детям до 10 лет в основном предлагаю укулеле, в качестве альтернативы, и, как правило, они с радостью стартуют на простых аккордах. С мелодией почти у всех наблюдаются трудности. Ваша книга «Гитара в ЭДА» всегда под рукой, за что ещё раз отдельное и огромное вам спасибо!

Евгений Чудаев.
У нас в дополнительном образовании, как говорят, оценочная система не предусмотрена, но я ставлю оценки. Ведь дети знают, что это такое и любят получать пятерки. Это такая игра, квест. )
Да, в частной музыкальной школе много не потребуешь. Может и не надо сразу нотам учить. Но надо дать детям ясно понять, что мы не ерундой занимаемся. Мы занимаемся нужным и важным делом, мы исполняем музыку. Кто этим не проникнется пусть играет как хочет. Как у музыкантов говорят: «А впрочем играйте, как хотите!» ).
Надо доносить важность музыкальных занятий и до родителей. Без их помощи/участия, особенно вначале обучения, очень трудно.
Пусть ваши дети играют друг с другом. Это им интересно.
Два изречения, которые я всегда помню и при случае говорю детям и их родителям:
—Те, кто не уважают волшебство, которым они занимаются, обречены блуждать в мирах, где их сила бесполезна. /Мерлин, волшебник/
— Актер (у нас музыкант) должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным. /К.С. Станиславский/

Иван Шулер.
Благодарю вас за дельные советы и чудесные изречения, обязательно возьму на вооружение!

Евгений Чудаев

Да, так все и было. ) Иван, благодарю вас. Желаю вам и вашим ученикам успехов!

Добавить комментарий