Что такое эстрадно-джазовая музыка

Постановка игрового аппарата юного электрогитариста

В работе педагога важно с одной стороны, сберечь здоровье юных инструменталистов, с другой, привить им правильные базовые технические навыки. Первым из них является навык правильной постановки игрового аппарата. В этой статье я расскажу о своем опыте решения данной проблемы. Думаю, она окажется полезной и родителям начинающих музыкантов.

Так получилось, что с детства в разное время я обучался игре то на электро, то на классической гитаре. А позже преподавал игру и на той, и на другой. Когда я в очередной раз столкнулся с обучением юных электрогитаристов 7-10 лет, для меня оказалось вполне естественным, посадить своих учеников, как классических гитаристов.

Обычная посадка электрогитариста

Обычно электрогитаристы, возьмем к примеру правшей, держат гитару на правом бедре. При этом правая рука с медиатором отводится вправо и назад, А левая выдвигается вперед к грифу, образуя с ним острый угол. При такой посадке тело занимает не симметричное, неловкое, напряженное положение. Взрослые гитаристы, в силу привычки к такой постановке, могут не испытывать дискомфорта. Их мышечный опыт позволяет контролировать работу их игрового аппарата.

Но для начинающих электрогитаристов, особенно младших школьников, такая постановка неудобна. Тяжелую гитару на бедре удержать трудно, руки, помимо игры, заняты удержанием инструмента, кисть и пальцы, прижимающие струны лежат на грифе неестественно. Все это ведет к зажимам игрового аппарата юного гитариста, а о красивом исполнении и создании художественного образа нет и речи.

Классическая посадка электрогитариста

В данном контексте уместно будет вспомнить слова Владимира Ханановича Мазеля из его книги «Музыкант и его руки».

«Не подготовить корпус ученика предварительно к новым, очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски».

В обучении своих учеников игре на электрогитаре я использую посадку классического гитариста. Она — основа, которая позволяет подготовить юных музыкантов к новым положениям всех частей тела и двигательным действиям, необходимым при их контакте с инструментом. Эта посадка устойчива и позволяет избежать зажимов в корпусе, содействует максимальному расслаблению всех частей тела, позволяет рукам, кистям и пальцам двигаться более естественно.

Классическая посадка помогает начинающему гитаристу осознать и запомнить правильные мышечные ощущения, а педагогу — контролировать положение его тела, рук, кистей и пальцев. При внимательной работе эта посадка гарантирует сохранение здоровья младших школьников.

Преимущества классической посадки электрогитариста

Давайте уточним возможности, которые дает классическая посадка ученику и педагогу в их совместной работе:

  • устойчивое положение корпуса и ног;
  • правильная осанка;
  • контроль и снятие зажимов;
  • контроль положения инструмента относительно корпуса и рук;
  • удержание тяжелого, около 5 кг, инструмента без напряжения рук;
  • контроль угла наклона грифа;
  • занятие естественного, правильного положения рук, кистей и пальцев;
  • подготовка к игре стоя.
 

Сегодня в моем классе ученики, даже маленькие, с легкостью держат пятикилограммовый инструмент и свободно играют на нем. Конечно, при этом я контролирую их состояние и стараюсь вовремя дать им отдохнуть, размяться. При необходимости я сам беру инструмент из рук уставшего ученика и ставлю ее на стойку. После короткого перерыва, он садится на стул, ставит ногу на подставку, я кладу электрогитару на его левое бедро.

Если ученик может поднимать свой инструмент без ущерба для своего здоровья, то он берет и ставит его самостоятельно. Уже на втором году обучения мои юные электрогитаристы сидят прямо, играют с легкостью, и когда приходит пора, не испытывают особых проблем в игре стоя.

Постановка игрового аппарата электрогитариста

В моем классе ребята последовательно осваивают два положения: сначала сидя, потом стоя. Расскажу о каждом из них по порядку.

Игра на электрогитаре сидя

Сядьте на край стула, выпрямите спину, поставьте левую ногу на подставку под ногу гитариста так, чтобы она не отклонялась в левую сторону, а была направлена вперед. Ступня левой ноги должна по всей ее площади лежать на подставке (см. рис. 1).

Бедро правой ноги максимально отклоните вправо. Ступня правой ноги должна по всей ее площади лежать на полу. Обе ноги должны быть согнуты в коленях так, чтобы угол между бедром и голенью составлял чуть меньше девяноста градусов.

Далее поставьте гитару на левую ногу и подоприте ее для устойчивости правой ногой. Если бедро правой ноги не подпирает корпус снизу, поставьте под правую ногу, как показано на рис. 1, дополнительную подставку. Положите правую руку на корпус гитары так, чтобы при ее расслаблении она не падала, прижимала инструмент к корпусу и пальцы с медиатором находились в 3-4 сантиметрах от последнего ладового порожка на грифе гитары.


Рис. 1. Игра в положении сидя.

При такой посадке электрогитара должна без участия левой руки устойчиво стоять на трех опорах:

  1. Бедро левой ноги.
  2. Бедро правой ноги.
  3. Грудь, немного левее центра.

Если гитарист левша, то правая и левая стороны в описанных выше действиях меняются местами.

Игра на электрогитаре стоя

При подготовке к публичным выступлениям, можно переходить к игре стоя. Но надо помнить, что преждевременная или продолжительная игра стоя, по причине «недетской» тяжести инструмента, может повредить здоровье младших школьников.

Длинна гитарного ремня при игре стоя, должна быть отрегулирована так, чтобы ее корпус и гриф находились относительно частей тела юного гитариста там же, где и при игре сидя.

Постановка рук электрогитариста

Постановка правой руки

При игре на электрогитаре предплечье с кистью правой руки имеют меньшую округлость. Точнее сказать, правая рука немного согнута в запястье. Медиатор, в общем случае, должен находиться между звукоснимателями neck и middle (см. рис. 2). При игре медиатором на одной или нескольких струнах удар по ним происходит в результате вращения предплечья вокруг своей оси. При игре по всем струнам удар производится предплечьем при расслабленном запястье. Избегайте напряжения на всех участках правой руки. Постоянно стремитесь к ее расслаблению.


Рис. 2. Постановка правой руки.

Постановка левой руки

В общем случае кисть левой руки должна быть округлой (см. рис. 3). Пальцы должны быть полусогнуты и находиться в отвесном положении над грифом. Прижимать струну следует подушечкой пальца под прямым углом, если должны звучать соседние струны. Если же соседние струны должны быть заглушены, как часто требуется на электрогитарах, струны прижимаются под углом менее 90 градусов.

Ногти левой руки должны быть короткими. Они не должны касаться грифа, когда пальцы прижимают струны. Если палец не участвует в игре, он должен нависать примерно над теми струнами, на которых играют другие пальцы.


Рис. 3. Постановка левой руки.

Не зажимайте левую руку, пусть она двигается свободно от запястья. При этом плечо должно оставаться малоподвижным.

Большой палец служит для опоры и координации движения пальцев на ладах, сообщает им устойчивость во время перемещения из позиции в позицию. В общем случае большой палец находится с тыльной стороны грифа (см. рис. 4), но при исполнении бендов и игре ниже пятого лада он может несколько выступать над грифом.


Рис. 4. Положение большого пальца левой руки.

В заключение хочется вспомнить еще один фрагмент из, упомянутой выше, книги В.Х. Мазеля.

«Педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть мелочей. Незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки».

Ваши комментарии и отзывы помогут сделать этот сайт лучше.

Опубликовано Евгений Чудаев

«Эстраджанс» — пространство содействия эстрадно-джазовому творчеству, сайт для начинающих музыкантов и их родителей, педагогов и музыкантов-любителей. Цель «Эстраджанса» — содействие эстрадно-джазовому творчеству. Центральная тема — обучение детей игре на электрогитаре, бас-гитаре, клавишных и ударной установке в составе эстрадно-джазового ансамбля.

Добавить комментарий